Традиции изготовления убора свахи в Кобринском районе получат статус историко-культурной ценности

17:32 28 апреля 2018
ОБСУДИТЬ
Это предложение одобрено Белорусской республиканской научно-методической радой по вопросам историко-культурного наследия при Министерстве культуры Беларуси.

В деревнях Леликово и Повитье Кобринского района Брестской области за долгое время сформировались определенные традиции изготовления и использования наряда леликовской свахи. Наряд использовался чаще всего во время свадьбы, но с течением времени наблюдаются многочисленные примеры его использования в другом контексте.

Традиция выделять специальным убором сваху имеет продолжение на территории Дрогичинского района (деревня Радостово), а также в пограничных районах Волынской области Украины. Слово «сваха» в местном понимании применяется как «боевая подруга» жениха в свадебном обряде.

Обычно на леликовской свадьбе была старшая сваха и свашки – молодые женщины и даже девочки-подростки из рода жениха. Старшей свахой выбирали родную сестру или родную тетю жениха. Старшая сваха исполняла главную роль, она следила за последовательностью свадебных обрядов, участвовала в главных моментах свадьбы. Свашки по очереди пели частушки и танцевали.

Свах на свадьбе должно было быть не менее пяти-семи. А самые богатые женихи приглашали на свои свадьбы не менее 15 свах. Особенности убранства свахи: отличительные орнаментальные элементы – «глаза» – цепочки из закругленых ромбов красного цвета и необычный головной убор, который состоит из плата и пестрой короны из полихромных лент и разноцветных перьев из хвоста петуха.

Сваха руководила свадьбой, она должна была хорошо знать свадебный обряд и все видеть. Поэтому на сорочке и фартуке свахи нашиваются «глаза» как символ всевидящего глаза будущего хозяина.

Точное время возникновения традиции неизвестно, но современные носители отмечают, что убор леликовской свахи изготовляли и использовали еще их прабабки. Он существовал до середины XX века в живом виде.

Традиции изготовления и использования убора леликовской свахи передаются из поколения в поколение. В наше время жительницы деревень Леликово и Повитье производят наряд по образцам, которые остались от мам и бабушек.

Комплекты одежды хранятся в частных коллекциях жителей деревень, Леликовском доме культуры, этнографическом музее «Полешуки» Повитьевской школы, Дивинском доме ремесел.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ СТАТЬИ

22 декабря 2023 15:22

Как санкции влияют на культурное наследие Беларуси

Каждый год Беларусь получала около 5 млн долларов на восстановление историко-культурного наследия. С введением санкций финансирование приостановлено. Теперь можно рассчитывать в основном на средства из бюджета.

29 ноября 2023 15:26

Анна Кондратюк: “Беловежская пуща – отдельная цивилизация”

Первый приз белорусской литературной премии Ежи Гедройца за 2022 год получила книга литературных репортажей Анны Кондратюк "У прысценку старога лесу. Гісторыі людзей з Белавежскай Пушчы" ("В пристенке старого леса. Истории людей из Беловежской пущи").

25 ноября 2023 18:40

“Экстремист” Дунин-Марцинкевич. За что власти мстят классику белорусской литературы?

Белорусские власти уже дважды объявляли "экстремистскими" произведения классика 19-го века Винцента Дунина-Марцинкевича. За что поэт попал в немилость и как реагируют на это решение его родные?

12 ноября 2023 12:59

Чым фiльм пра гвалт у беларускiм войску падабаецца еўрапейцам?

Еўрапейская кінаакадэмія анансавала намінантаў на "Еўрапейскі Оскар" - European Film Awards. У шорт-лiст сярод дакументальных фiльмаў трапіла дакументальная стужка беларускіх рэжысёраў "Motherland" ("Радзіма"). Што гэта за фільм?