Современник рассказывает, что 29 августа Избийский Бор, расположенный на землях, принадлежавших княжескому роду Радзивилов, становился местом своеобразного христианского фестиваля, в котором принимали участие не только жители Лунинецкого повета (куда относились и деревни нашего района), но и соседнего Слуцкого. Как свидетельствует автор репортажа приезжали сюда из Несвижа и Клецка.
Как свидетельствует современник Избийский Бор им небольшая церковь, которая там находились были священными местами для христиан. В этот день здесь проходил крестный ход. «Возглавили процессию четверо сильных парней, которые несли колокола, привязанные на дубовые оси. За ними шли дворяне и духовенство, которые несли хоругви. За ними над, сколоненными головами полешуков, проплывал паланкин с образом Божьей Матери”.
Юные модницы щеголяли здесь новыми нарядами. «Был я на этом празднике 10 лет назад. Мне довелось увидеть полешуков в самых различных строях одежды, часто не имеющих названий…лирники (лира-старинный струнный инструмент) сидели на ступенях церкви пели песни о Лазаре и Иоанне, о татарах-язычниках… Хуторяне с далеких лугов одеты в домотканое и в лыковые лапти». Нынче лирников уже не было, сетует Мацкевич. Им на смену пришли скрипачи, чьи «писклявые звуки раздавались с разных сторон широкой площади перед церковью».
Отдельное внимание автор уделил описанию ярмарки, которая развернулась на празднике. Привозили сюда из разных мест сельхозпродукцию, особым спросом пользовались фрукты: яблоки, сливы и груши. Автор называет яблоки «панским деликатесом» и рассказывает, что садоводство на Полесье было мало развито.
По словам Ромуальда Мацкевича, на празднике много работы было у полиции, которая наблюдала за порядком и следила за тем, чтобы «прибывшие неизвестно откуда шулера, предлагавшие азартные игры в «три карты», лотереи и другие способы выманить деньги у доверчивых полешуков».
Героями репортажа стали также «полесские жабраки». Они по мнению автора отличаются от обычных польских попрошаек, причем кардинально. Полесские просители милостыни передвигались не пешком, а на конных повозках, которые имели вид цыганских кибиток. Они не заходили в дома и не попрошайничали у церквей. Такие люди приезжали в деревни и на хутора и останавливались на лобных местах. А жители сами приносили им хлеб, сыр и сало. Те в свою очередь благодарили и благословляли людей. Пропустить повозку мимо дома считалось плохим знаком.
«Праздник завершался к полудню, когда полешуки начинали понемногу разъезжаться по своим местам. По дороге они делятся впечатлениями и живо обсуждают события праздника. И впечатлений им хватит до следующего года», – резюмирует автор свою публикацию.
КОММЕНТАРИИ
ОБСУДИТЬ ПРАВИЛА КОММЕНТИРОВАНИЯ