Поляки с особой гордостью подчеркивали, что это единое в своем роде, подобное мероприятие организовано в двадцатый раз. И вправду, было на что посмотреть, полюбоваться, попробовать и послушать.
История Влодавы как поселения, уходит корнями в начало X века. Находился здесь и русский оплот, охраняющий переход через Буг, впервые упомянутый в 1242 году, а затем (в 1475 году) это были владения Михаила и Александром Сангушко.
Они же и построили деревянный замок во Влодаве, перешедший потом князю Казимежу IV Ягеллончику. В конце шестнадцатого века владельцем города стал последователь кальвинизма Анджей Лещинский, губернатор Брестской земли. Город быстро стал сильным центром протестантизма, в котором поселились неверные из Чехии, Моравии и Силезии, что способствовало интенсивному развитию ремесел. В 1624–1698 годах здесь действовали кальвинистская церковь и школа.
Позже, в XVII веке, здесь поселилась независимая еврейская община, а владельцами Влодавы стал Ежи Флеминг и Чарторыйские. В конце XVIII века, благодаря строительству железнодорожного сообщения с Хелмом и Брестом, Влодава будучи перекрестком транспортных сообщений между приграничными повятами, Люблином и Брестом испытала скачок экономического и культурного расцвета, а доминирующей этнической и религиозной группой, оказались евреи. Во время Второй Мировой это место связывали с гетто и лагерем Собибор, в котором большинство еврейского населения и было уничтожено.
На сегодняшний день в железнодорожном сообщении из Бреста на Томашовку так и осталось название поезда «Брест-Влодава» с конечной станцией Влодава. А людей и семьи ныне по оба берега разделила история, война и пограничная река.
Вот и родилась двадцать лет назад у местных жителей задумка, сделать фестиваль, объединяющий соседей и культуры. С той поры приезжают во Влодаву гости и артисты из разных уголков Польши, пограничья Украины и Беларуси. В городке есть церковь, костел и Музей-комплекс синагог, под крылом которого и проводится данный фестиваль.
Уличная торговля посреди старых еврейских домиков, фейерверк кулинарных изысков, ремесленные мастерские, выставки, концерты музыкальных коллективов, хоровые капеллы в церкви и костеле, исполнители самых разных и неожиданных направлений (например татарская музыка) в синагогах, дискуссии с православными и католиками, пленеры художников, а на самое «вкусное» Ночь бардов с колоритом артистов разных мастей и направлений – на протяжении трех дней люди, приехавшие отовсюду, могли выбирать для себя то, что они хотели.
К сожалению, белорусов на празднике было немного. Чем хвастались организаторы? Тем, что город узнаваем именно благодаря фестивалю во многих уголках Польши и даже за границей, также тем, что официозов с выступлениями глав администрации не было совсем.
Гости и артисты прибывали, певцы, ремесленники, историки и духовенство организовывались в единый фестивальный ансамбль самостоятельно. Была задействована масса волонтеров. В Музее синагогиальном комплексе была развернута документальная выставка об историческом прошлом Влодавы. У подъездов старых домиков разместили макеты семей, что раньше проживали и ходили по этим улочкам. Фотографии людей были выполнены в полный рост. Идея проекта будоражило воображение каждого.
В церкви была размещена фотоэкспозиция о православии в Томашовке-Комаровке. А на подходах к церкви, в парке разместили мою фотовыставку. «По обу берега Буга», два дня привлекала внимание соседей из-за реки.
Никто не проходил мимо, люди останавливались и задавали вопросы: «Бабушки эти ваши или наши? А Васильки это на какой стороне?»
На мой взгляд на фестивале каждый нашел себе площадку, где было интересно и полезно. А вечером во Влодаву съезжались артисты эстрады и кино и пели на большой сцене.
Поляки пели по-русски песни блатные и даже довоенные, народ слушал и даже подпевал и вот тут-то и чувствовалось единение культур пограничья, но об этом в следующем материале «О чем поют поляки».
КОММЕНТАРИИ
ОБСУДИТЬ ПРАВИЛА КОММЕНТИРОВАНИЯ