Слово Хуберстус (Убер) означает имя святого, который жил в седьмом веке во французской провинции Гасконь в молодом возрасте отличился безудержной страстью стрельбы по диким животным.
Как гласит легенда уже в зрелости, на охоте в Арденских горах в день Страстной пятницы он встретил белого оленя с ослепительным крестом последи ветвистых рог, после чего услышал голос Всевышнего, предупреждающий его о его о прекращении неконтролируемой страсти и приказывающий отправиться в монастырь.
Так Убер из разряда одержимых охотников перешел в проповедники христианства и занялся миссионерской деятельностью, призывая во время своих странствий, отказаться от язычества. После смерти стал святым, за мирские заслуги в распространении христианства.
Позднее Убера объявили покровителем охотников, наездников и лесников. Культ святого Хубертуса распространился в соседние страны, чтобы вскоре охватить центральную Европу с Испанией и Англией.
Традиционно день святого Хубертуса празднуют 3 ноября, но у соседей за Бугом, день празднования назначают обычно в половине октября, чтобы захватить теплые дни осени, сделав шоу максимально комфортным для гостей.
Как это все проходит?
Если брать на уровне охотничьих союзов, то в дни открытия охоты собираются командами, идут на кабана, на оленя, потом выкладывают трофеи, разжигают костры. Обрабатывают добычу и созывают местное население на пир.
Обычно в городке Янове Подляском устраивают скачки, показывают сложившиеся веками штучки, по которым должна производится настоящая «шляхетная» охота. Трубят в горны, гоняются на лошадях и «добывают лису».
Но, не всем по душе охотники и оружие. Творческие люди, любящие природу и лошадей, организовывают праздник Хубертуса на свой лад.
Так, например, буквально в 20 километрах от Бреста, прямо на берегу пограничной реки Буг, десятилетиями из года в год организуется в октябре Хубертус.
Инициаторами праздника выступают обычно состоятельные семьи, имеющие отношение к конным традициям. В данном регионе инициативу на себя берет Евгений Купрысь со своей семьей. Сам заводчик лошадей, наездник и организатор, начинает задолго до назначенной даты.
На костре готовится бигос, в печи тип каравая сенкач. Кто-то из охотников передает организаторам дичь, которую запекают в течении нескольких дней. Гости и участники Хубертуса едут со всех уголков Польши. Своих лошадей транспортируют в специальных вагончиках-коневозках.
Местные жители стекаются в предвкушении зрелища и бесплатных угощений заранее.
Тишину надбужанского утра разрывает горн и разодетые в старинные одежды участники игры приветствуют победителя прошлого года, наездника, который в погоне за лисой выхватил ее у былого победителя.
Тушка лисы пришивается фавориту прошлого года на левое плечо и во время бега будет развиваться на ветру. Остальным наездникам надо будет поймать удалого лиса, оторвать его и принести зрителям.
Перед забегом выправка. Разминка, где наездники на своих любимцах разодетые в старинные костюмы щеголяют друг перед другом и перед зрителями, гостями праздника.
Рассказы про традиции про лошадей, про регион, про личности, про чьи-то веселые истории. Затем песня, литературные чтения и молитва. Никакого телевидения, официозов и рекламы в сети. Сарафанное радио собирает человек сто – двести участников.
Бег за лисом начинается с горна и выстрела орудий.
Всадники неспешно пробуют свои силы и настроение лошадей. Один конь на этот раз не захотел участвовать в скачке, а круг за кругом выносил прекрасную даму, сидевшую в седле к месту, где среди зрителей стоял хозяин лошади.
Постепенно страсти накаляются и лошадей переводят в галоп. Со стороны, это напоминает игру в бэрика, только верхом на конях. Если фаворит серьезный, то погоня длится иногда более часа. Но бывало, что молодые всадники догоняли и отрывали лиса за несколько минут. Часто побеждают и девушки.
Конный спорт в Польше, наряду с каяками и горными лыжами, входит в число школьных программ и эту культуру прививают детям смолоду.
Скачка красива и опасна. В этом году сильного наездника, через минут двадцать погони, догнала девушка с белорусской фамилией Нестерчук. Магдалена говорит, что на коне себя чувствует так же комфортно, как и пешком. Радуется и демонстрирует лиса, проскакивая круг почета.
После скачки наездники ведут коней на водопой к реке Буг, приносят своим любимцам сено. Дают всем местным возможность потискаться с благородными лошадками, сделать фотографии, покатать верхом детей.
Тем временем на костре разогревают кабанчика, которого привозит семья охотников Калжинских из соседней деревни, традиционный медово-желтковый сенкач пекут женщины из деревни Тучна, самогоночку в бочонках, соленья и колбаску, привозят все подряд.
Суть в том, что более состоятельные люди собирают всех желающих у очага и угощают вкусностями. В этот раз, правда по санитарным ограничениям, привезли не кабанчиков, а мясо косуль.
Местного гармониста и художника по фамилии Каргуль едва дождались. И вторая часть Хубертуса началась. Забавы, песни, сплетни и угощения.
Вечером, пропахшие дымом и радостные от общения, люди разъезжаются по домам. Я тоже спешу на последний поезд до Бреста.
Пограничники определяют по стойкому запаху, что доносится от моей одежды и рюкзака: «О, пани хыба с Хубертуса враца? Кто взял лиса?», спрашивают они.
И я вспоминаю, что пограничники и пожарные тоже были у кострища. Присоединились к гуляниям не с придирками и с проверкой, что и как по инструкции, ведь пограничная зона и костер, и лес, а с задушевными песнями, во время которых стираются должности, звания и статусы.
Я возвращалась домой и думала, что на этом празднике каждый год собираются и врачи, и педагоги, и айтишники, и директора предприятий, простые фермеры и рабочие, батюшки и ксендзы, стражи пожарные и пограничные. Люди местные и поморские, слензкие.
Примечательно, что у поляков были выборы, и не было ни одного слова про политику. Неужели все эти люди приезжают в это место, где не тянут мобильные сети, чтобы отвлечься от действительности и отдохнуть расслабиться культурным образом? Наверное, это так.
Семье Купрысь спасибо за приглашение и поддержание традиций.
Ирина Шепелевич
КОММЕНТАРИИ
ОБСУДИТЬ ПРАВИЛА КОММЕНТИРОВАНИЯ