12:28 08 апреля 2020
ОБСУДИТЬ
В Грузии и Армении нас встречали блокпосты и санэпидконтроль, а в минском аэропорту, кроме выборочного замера температуры, никаких действий принято не было.

Как белорусы возвращались домой с опозданием на две недели

Каждый из нас прилетел в Грузию задолго до закрытия этой страной границ и воздушного пространства. Когда стало известно, что «воздух» уже точно перекрыт, «Белавиа» все еще продавала билеты, а в кассах компании утверждали, что у них все «согласно расписания».

Максим тщательно планировал свой отпуск еще осенью. Свободный художник, кузнец по специальности, он со спутницей улетел в большое путешествие по Грузии еще в феврале, когда никаких намеков на отмену рейсов и закрытие границ еще не было.

«Новость о закрытии границы и воздушного пространства не заставила нас беспокоится: обратный билет из Тбилиси на Минск был на 3 часа ночи 22 марта и нам сообщили, что именно этот рейс состоится, хотя будет последним. Мы закончили путешествие по Грузии, прибыли в аэропорт и только там узнали, что рейса 22 марта уже не будет.

Честно сказать, всего со 100 долларами на карточках были обескуражены и не могли поверить, что так случилось. Ночевать нам было негде, и мы стали искать в группах Фейсбука, кто смог бы нас завезти на границу с Россией, чтобы попытаться пересечь ее пешим ходом, и направиться в сторону дома на попутках.

Так, как все таксички, транспорт между городами не работал, у таксистов ценники начинались именно со 100 долларов, но напрямую они контактировать тоже боялись и какими-то шифровальными методами, нам по договоренности за 80 долларов прислали машину. Грузинский водитель привез нас на границу, где мы вместе с российскими гражданами объединились в группу и пошли в сторону родного дома пешком.

На грузинской стороне прошли погран и санэпид контроли и наткнулись на абсолютное нежелание россиян пропустить нас на свою сторону. Еще ночью белорусов пропускали, но на рассвете, видно изменился приказ и нас развернули назад в Грузию. Грузия уже не принимала, и пограничники не знали, что с нами вообще делать. Несколько часов мы провели в подвешенном состоянии, пока нам снова не позволили ступить на землю Сакартвелло (Грузии).

Брестчанка рассказала, как белорусских туристов из Грузии эвакуировали

У нас оставалось 20 долларов и полная неизвестность, где будем ночевать. Проблема была не только в деньгах, но и в том, что отели и хостелы уже были закрыты. Нам пришлось обратиться ко всем своим знакомым и у одного белорусского друга оказались родственники в Тбилиси, которые помогли жильем и провиантом.

Они предоставили нам свою пустующую квартиру, правда, чтобы отдать ключи, им пришлось проехать пол страны. Не знаю, чтобы мы делали, если бы не эта семья. В консульстве нам предложили только подсказку, где можно было за 50 лари в сутки с человека разместиться в работающем хостеле. Но это составляло 13 Евро в день, а ожидать данного спасительного рейса нам пришлось ожидать 15 дней – эта сумма перевесила бы расходы на весь предыдущий отдых. Еще раз спасибо моему другу и его родне» – такими словами закончил свой рассказ мой собеседник, с которым на одной металлической лавке в закрытом аэропорту Еревана мы уже 12-й час ожидали в неведении своей участи.

“Улетим, не улетим – до конца не было известно, ситуация менялась не то, что каждый день, каждый час. Нас то хотели отправить пешком через границу с Россией, а далее организованным автобусом на Минск. Так мы ждали заветного 26 марта. Потом все поменялось и предполагалось, раз «Белавиа» торгует билетами с 28 марта, то 28-го мы и улетим, но и эта информация не подтвердилась, – рейсы накануне вылета отменяли. В конце концов, при полностью закрытых границах областей и государственной границы Грузии, мы оказались в столице Армении Ереване, при содействии МИДа и посольств Республики Беларусь в Грузии и Армении. То, что мы ждали своего рейса более двух недель, это не вызывало нареканий, больше отправки соотечественников из Тбилиси в Беларусь, пока вообще не планируется”, – делился с ожидающими рейса пассажирами Максим.

Как все организовывалось

Обеспокоенные белорусы, естественно, после объявления грузинской стороной о блокаде границ, сразу начали обращаться в посольство или консульские отделы. Из желающих вернуться на родину посольство формировало списки. Дипломаты буквально через день звонили на контактные телефоны и спрашивали, как у нас дела. Нас держали в курсе ситуации по предполагаемому вылету. За 5 дней заранее было объявлено, что 5 апреля 2020 года за 30 долларов будет организован трансфер на Армению, которая не прерывала воздушных сообщений с Республикой Беларусь. И 6 апреля, «если все хорошо», мы должны будем вылететь на Минск.

Посольство РБ в Грузии взяло на себя ответственность самостоятельно заняться обменом наших авиабилетов. Накануне дня выезда нам сказали, что за трансфер платить не надо. Правда из Батуми нескольким людям пришлось добираться на такси. Сначала там заявлялось на выезд много соотечественников, но, постепенно некоторые из них передумали и в конце отказались лететь на родину, за пятью белорусами не отправляли целый автобус, предложили им добраться самостоятельно.

Истории пассажиров долгожданного рейса В2 724

«Я приезжаю в пансионат в Батуми именно зимой уже не в первый раз», – рассказывала мне спутница по возвращению домой Елена.

«Зимой тихо, спокойно, нет толп туристов на море и на набережных. Я люблю прогулки, грузинскую кухню. У меня есть уже свои подруги, друзья и излюбленные уголки, куда можно пойти, поехать. Я спокойно восприняла новость о том, что отменили рейсы на Минск. На работе я написала за свой счет, так, что просто пришлось объясниться и в два раза больше потратиться. Ценники в пансионате не снижались, туристические объекты просто закрывались, а те, кто работали, еще выше задирали цены. Из Батуми меня везли на такси. Ну, хорошо, что вообще домой доставят, а то уволили бы меня с работы».

«Я бы не поехал домой, – у меня в Батуми квартиры. Одна для проживания, вторую я сдаю в аренду. С финансами нет проблем, до этого шло все хорошо. Но вот дети в Минске, им надо ходить на работу, а я настаиваю, чтобы детей не водили в учебные заведения. Я направляюсь в Минск, чтобы заняться внуками и своим молодым немного помочь, может даже заберу своих внуков в Батуми, если рейсы будут» – присоединился к нашему разговору мужчина, имени которого я не знаю.

– Вам нравится жить в этой стране? – спросила я

-Да, очень нравится, – оживился собеседник.

– А что нравится? Еда? – так ведь здесь, кроме белорусских молочных продуктов и собственного мацони, кушать молочное невозможно. Сметанный продукт, например из пальмового масла, а цены на проживание в гостиницах, – как в Австрии или в Англии, – возражала я.

– Ну, молочку я не ем, мне все равно. Но овощи и фрукты пахнут овощами и фруктами. Ментальность здесь наша, вероисповедание тоже, климат мягкий, море имеет лечебный эффект, а что самое главное: за 30 тысяч долларов я квартиру бы в Минске не построил. Здесь же в эту сумму мне жилье с отличным ремонтом обошлось. Так, что за все, слава Богу.

Брестчанка рассказала, как белорусских туристов из Грузии эвакуировали

Молодые люди, что также ожидали рейс на Минск, поделились, что возвращаются с горных курортов. Днем катались и подрабатывали инструкторами, вечером становились за стойку бара. Зарабатывали хорошо, домой возвращаться и терять прибыльную работу абсолютно не хотелось. После закрытия ресторанов, проживали у грузинских работодателей бесплатно, готовить приходилось самостоятельно. Некоторые ребята так и остались у грузин, желая провести трудные времена в горах.

Сергей, увешанный спортивным снаряжением, возвращается домой из отпуска, рассказывает, что он увлекается зимним фристайлом и любит грузинские горы. Днем бывал наедине с природой, катался, рисковал, получал адреналин, вечера проводил за книгами. В интернет почти не заглядывал, старался побыть отшельником, изолироваться от проблем. То, что отменили рейсы не знал. Также, как и другие вынужден был ожидать своей эвакуации две недели. Выручали наличие денег на карточке и гостеприимные грузины.

Девушки: экономист и менеджер отдела логистики, не знавшие до этого дня друг друга, также делились своими историями, как прилетели в Тбилиси, чтобы наладить пути какого-то бизнеса, что делали в условиях ЧП. Никто из них даже и предположить не мог, что вместо планируемой прибыли, наступит крах не только предполагаемых бизнес-планов, но и всех проектов, в которых находились их компании. Вымученные ожиданиями вылета на Беларусь, они неохотно говорили, что уже наступило уныние из-за неизвестности, «а что дальше».

Моя история

Я, как уже писали в предыдущих материалах, также находилась в Тбилиси по работе. Хотелось конечно и страну посмотреть и попутешествовать по возможности, но ситуация в мире стремительно менялась и оказалось, что надо думать, как не создать трудностей людям, у которых я остановилась во время объявленного в стране чрезвычайного положения, ибо в одном жилище не должно было быть более 3 взрослых, передвижение по улицам под запретом, транспорт не работает, вечером вообще комендантский час.

Меня поразили объявления в социальных сетях: «Уезжаем за город, отдадим свою квартиру бесплатно для нуждающихся». Эти объявления оказывались не фейками, а итогом реального волонтерского движения по оказанию помощи в предотвращении распространения коронавируса. Так, я оказалась в одной из тбилисских квартир, где хозяева уехали за город в собственный дом, а мне бесплатно оставили ключи и просьбу, ухаживать за растениями.

Эвакуация и прохождение границ

Утром 5 апреля, всех желающих уехать на родину белорусов, собрали у белорусского консульства, снабдили водой, масками и резиновыми перчатками и отправили на границу с Арменией. По дороге нам пришлось пересекать организованные военными и полицией санпосты. На границе областей шлагбаумы, палатки, изоляторы, бригады врачей и санитарного контроля. Перед самой границей грузины высадили всех их автобуса и заставили нас (в очередной раз в этом путешествии) проходить все стадии контроля от замера температуры, до тестов в результате каких либо подозрений на недомогание. На самой границе был еще один контроль. Нам быстро проверили паспорта и переправили на армянскую сторону.

Брестчанка рассказала, как белорусских туристов из Грузии эвакуировали

На армянской стороне, хотя и располагались блок посты, но каких-либо действий в отношении нас не проявлялось. На границе, которую то и дело густо опрыскивали специализированными средствами люди в защитных костюмах, нас встретил белорусский консул и в сопровождении консульской машины и патруля полиции мы отправились в столицу Армении Ереван.

На узкой дороге очередь из грузовиков в сторону Грузии была на десятки километров, свободна для передвижения была только одна узкая без обочины полоса. Хотя движения на дорогах, как и в Грузии не наблюдалось, патруль на маяках помогал нашему кортежу (автобусов было два) беспрепятственно продвигаться вглубь страны.

Около 14 часов нас высадили в закрытом аэропорту Еревана, снабдили минеральной водой и средствами дезинфекции. До предполагаемого рейса оставалось 14 часов. Советник посольства поинтересовался потребностями, не нужны ли кому лекарства или еще чего и уехал, вернувшись уже непосредственно перед регистрацией на рейс.

Аэропорт был полностью пустой, работала одна стойка с кофе за 5 долларов и прилавок с алкоголем «Дьюти фри». Некоторым это понравилось, так как в закрытом помещении надо было провести более чем пол суток. Кто-то общался за рюмочкой армянского коньяка, кто-то занимался со своими детками, молодые люди читали.

Ночью за 4 часа до рейса, к нашему удивлению приехала полиция, аэропорт открыли и у стойки регистрации стал собираться народ. К нашему огромному удивлению, это были иностранцы с самыми разными паспортами. Граждане Америки, Франции и Германии возвращались транзитом через Минск к себе домой после долгих путешествий по Кавказу. Также было немало армян.

Венера, пожилая армянская женщина с французским гражданством, прилетела 2 марта к себе на Родину в Ереван, чтобы полечить зубы. Пока делала протезирование – закрылась ее страна и отменены прямые сообщения, билет на Париж аннулирован. Недолго думая, при помощи посредников, она купила за 270 Евро транзитный коридор с посадкой в Минске. Как оказалось самолеты из Еревана на Минск, а затем на Европу летают, и «Белавиа» выручает пассажиров со всего мира, пока другие компании заморозили свои рейсы в целях нераспространения инфекции.

– Да дорого, но лететь надо, иных путей нет – жаловалась пассажирка.

– Не боитесь, что вы в возрасте, а там во Франции обстановка гораздо хуже, чем здесь, может надо было бы остаться в деревне?

– Боюсь, что разница между самолетами два часа. Рейс уже задерживается и если не успею на самолет, то следующий рейс во Францию только через 4 дня, где буду находиться в Минске – неизвестно, а там семья, внуки и дети, я им нужна.

Впоследствии из-за этих переживаний Венера потеряла сознание в самолете и экипаж «Белавиа» профессионально возвращал женщину к жизни и наверное, женщина успела на свой рейс до Парижа.

Другие иностранцы не паниковали. Радовались, что в случае опоздания еще и Беларусь поглядят.

Брестчанка рассказала, как белорусских туристов из Грузии эвакуировали

С небольшой задержкой наш самолет прилетел. Прямо на летном поле всем прибывшим из Минска организовали встряску: военные, санэпид, все в химзащите, строгое анкетирование и медицинский контроль прибывших. Отдельный коридор выхода в зал, тщательные проверки.

Нас запустили в самолет. Я поинтересовалась, проводится ли на борту дезинфекция и почему экипаж не в масках. Стюардесса ответила, что несколько минут назад проводилась влажная уборка.

Нас встретил Минск морозом и назойливыми таксистами

Мы наконец-то оторвались от земли в сторону моей столицы. Вечером в Ереване было плюс 18. Утро в Минске встретило своих соотечественником холодом в минус два градуса и спокойствием пограничников, которые кроме «снимите маску, покажите лицо», больше ни одного вопроса мне не задавали.

В самолете раздавались анкеты и памятки по самоизоляции: где был путешественник, как себя вести по возвращении на родину. Кто-то заполнял эти листки, кто-то спал. На выходе из самолета, на трапе стоял какой-то человек в маске и в жилете, в поток он направлял устройство для измерения температуры, не знаю, успевало ли оно сработать в такой толпе и спешке.

Никаких контролей, даже таможенную службу на выходе из залов мы не увидели. Прошли зеленым коридором и попали в руки бомбил таксистов, что хотели нас завезти до какой-то границы, мы не уточняли, какой. Отцепившись от назойливых услуг, проследовали к стоянке с авто, где отец одной из путешественниц забрал нас и довез до центра Минска.

На центральном вокзале в буфете, ожидая своего поезда, я наблюдала, как работница кафе одной тряпочкой вытирает сначала столы, а затем и прилавки.

-Почему вы без маски и без перчаток, не со средствами дезинфекции, а с одной влажной тряпкой? – задала я вопрос женщине.

– Я не верю в эти все страшилки западные. Они там специально на нас панику насылают. Нет никакой заразы, выдумки все это, – отрапортовала сотрудница кафе и удалилась.

Кассирша этого же заведения, сидела в маске-скафандре, видно мнения работников кафе и их просвещённость в области медицины разнились.

По телику ведущий «Вести недели», докладывал, что в стране делается все возможное, в борьбе с распространением вируса.

Дипломатам белорусских посольств в Армении и в Грузии огромное спасибо от имени всех соотечественников, за оказание содействия и доставке застрявших на чужбине белорусов на родную землю.