День 24 июля был последним днем в жизни великого барда, представлять которого нет необходимости. 25 июля 1980 года, достаточно молодым, из жизни ушел легендарный поэт, не признанный в свое время официально, музыкант, актер, бард Владимир Семенович Высоцкий.
Его смерть пришлась на тот период, когда в Москве проходили Олимпийские Игры. Советские власти всячески пытались скрыть информацию о трагедии, желая тем самым не омрачать феерические олимпийские празднования в столице Советского Союза.
Факт того, что страна лишилась великого поэта, артиста, барда и актера, официально, как это было принято в системе, замалчивался. Лишь два небольших некролога в газетах “Вечерняя Москва” и “Советская Россия”, да над окошком кассы Театра на Таганке скромное объявление: “Умер актер Владимир Высоцкий”, – повествовали о кончине народного любимца.
Несмотря на многочисленные старания “сверху”, в день похорон артиста площадь перед Театром на Таганке стала непроходимой, столбы, крыши домов, улочки были переполнены народом, который пришел, чтобы проститься со своим кумиром. Страна опустилась в траур.
Супруга поэта, Марина Влади опишет это потом: «Я видела, как хоронили принцев, королей, но ничего подобного видеть ранее мне не доводилось…”
Личные переживания
Я была совсем ребенком, но «гимнастику», «сыновья уходят в бой» и в «желтой жаркой Африке» знала наизусть, эти песни звучали на проигрывателе у родителей бесконечно. Фотография Володи, словно икона в каждой советской интеллигентной, атеистической семье висела вместо святого Николая. Помню, что даже в подъезде над одной из квартир старика был портрет Сталина, но над газовой трубой, над парадным размещался портрет Высоцкого.
В тот день я не понимала, что происходит, но почему-то очень плакала, мне нравился этот грубый голос с пластинок и вдруг родители сообщили, что «этот дядя уже умер и никогда больше не споёт». Плакали во дворе соседи, плакала мама, к всеобщему трауру присоединились и мои эмоции.
Только через годы, я стала понимать, почему меня так притягивало к кумиру народа и моих родителей, в детстве же, мне казалось, что, когда подрасту, обязательно поеду в Москву или в Париж, чтоб пожать ему, этому певцу, руку или просто посмотреть на него.
Ощущение его таланта и неповторимости пришло гораздо позже. Подростком я принимала только одно: мною правит дух свободы и справедливости. Этим же духом справедливости, в еще более обостренном виде, жил Высоцкий, переживая, но не позволяя себя сломать, заступаясь при всякой возможности за всех чужих, знакомых и не знакомых ему людей.
А голос, простота и сложность поэзии, слога, ритма, плюс любовь к своему народу, были ему в этой борьбе оружием. При этом современники поэта описывали его, как достаточно скромного и неприхотливого человека. Все это очень импонировало подростку конца 80-х начала 90-х.
А под песни Высоцкого было легче выживать в системе красных идолов и запретов. Поэтому, в подростковом возрасте, в бунтарном и неопределенном, Высоцкий намертво врезался в пленки магнитной ленты моего приемника «Карпаты», с которым не расставалась я даже на экзаменах.
Таких как я, в нашей школе номер 12 города Бреста было принято называть «ростки капитализма». Нам было непонятно это определение и вместо школы мы уходили бродить по фортификации Брестской крепости, естественно с магнитофоном и с нашим Высоцким. И мы вызывали у учителей все большее недовольство, прописывая в сочинениях на свободные темы, постыдность абсурдов системы, раболепствие, преклонения перед секретарями комсомольских организаций.
Но не все учителя тихо тянули свой стаж и мыслили под гребенку. Участник войны, старый педагог русского языка и литературы, Владимир Ильич Немец за школьное сочинение «Мой любимый герой», написанное мною в 9-м классе про личность Высоцкого, поставил мне тогда 6 – дал оценку, которой не было в системе. Дорого мы тогда поплатились с учителем за инакомыслие, и завуч школы Евгения Борисовна долго на нас шипела в кабинете и била по столу пальцем.
Время прошло. Свобод, о которых так мечтал и «резал» слух Высоцкий стало больше. Учителя литературы давно уже нет. А любовь к творчеству Владимира Высоцкого, так близкого по духу остается.
Остается и не дает покоя. Как не дает покоя многим.
И казалось бы человек, которого отказывались утверждать на роли, потому что был неугоден, человек не имевший «официальной прописки» в литературно-музыкальных кругах, стал вдруг почитаем теми, кто при жизни не давал ему дорогу и зеленый свет. Оставим это на совести советских идеологов.
На сегодняшний день творчество и память о Владимире Семеновиче твердо вписалась в поколения. Его поют, ему пытаются подражать, перепевать, хотя это невозможно. Теперь Высоцкий не в запрете и только на постсоветских просторах творчеством певца-поэта заняты несколько радиоканалов. По миру проходят фестивали памяти и творчества Владимира Высоцкого. Открыты музеи, посвященные этому человеку, один из которых в Бресте. А сколько памятников из бронзы – просто не сосчитать.
Но никто не мешает всем, кому угодно любить и ценить творчество человека, который был близок по духу. Вот и сегодня – я с вами его вспоминаю. При этом, стараюсь не просто слушать песни и вспоминать раз в год по датам.
Я радуюсь, что у меня есть силы и желание и я собираю вокруг творчества Владимира Семеновича талантливых людей, молодежь. Радуюсь, что не имея талантов в области поэзии и музыки, имею способности организаторские и уже не первый год делаю на пограничье Польши и Беларуси концерты и творческие встречи, посвященные Высоцкому, веду страницу «Поколение Высоцкого» на фейсбуке.
Радуюсь, что, организовывая международные концерты, могу дать возможность собраться вместе в зале или на творческой площадке и элите, интеллигенции, и рабочим, и безработным.
Радуюсь, что Высоцкий жив, пока мы его поем и исполняем.
Радуюсь, что поют и помнят не только отроки поколения СССР, старше нас, но и те молодые, что приходят нам на смену.
А вы знали, что у Высоцкого брестские корни?
Сегодня не подлежит сомнению, что в родословной Высоцкого важное место занимает Брест. В Высоком в 1889 году родился его дед Владимир Семенович (по некоторым данным Вольф Шлиомович) Высоцкий.
В 70-х годах знаменитость не один раз пересекал границу в Бресте на переходе «Варшавский мост». Иногда он просто приезжал, чтобы встретить свою супругу – Марину.
По воспоминаниям тех, кто встречал Высоцкого в Бресте, он никогда не отказывал в совместном фото. При себе всегда имел с десяток фотографий. Свои фото (в разных ракурсах, на разных фонах, но обязательно с гитарой в руках) Высоцкий охотно дарил с автографом.
Слушайте, как звучит Высоцкий на иврите от грузина:
КОММЕНТАРИИ
ОБСУДИТЬ ПРАВИЛА КОММЕНТИРОВАНИЯ