Что можно порекомендовать посмотреть туристу в Барановичах? Учитывая, что городу в этом году исполняется только 150 лет и в нем при всем желании не сыщешь средневековых замков и магнатских дворцов, тем не менее любознательный путешественник может отыскать здесь такие шедевры, которыми бы по праву гордились иные мировые туристические центры вроде Рима и Парижа.
В первую очередь речь идет об уникальных мозаиках, находящихся в Барановичском Свято-Покровском соборе. Их история и трагична, и в то же время жизнеутверждающая, а уходит она своими корнями в эпоху царствования российского императора Александра III (1845-1894).
Именно в эту пору зародилась идея постройки грандиозного православного собора в центре Варшавы, которая в те времена, как и все Королевство Польское, являлось частью Великой Российской империи. Инициатива строительства собора принадлежала генерал-губернатору Привисленского края, командующему войсками Варшавского военного округа Иосифу Гурко.
Смысл строительства православного храма в Варшаве, в сердце католической Польши, несмотря на заверения архиепископа Варшавского и Привисленского Николая («… в мыслях ничего нет враждебного к окружающему инославию»), был предельно ясен – распространить православие по всей территории Российской империи. Делалось это, естественно, для усиления с помощью церкви российского влияния на свои западные окраины.
Воплощение в жизнь сего грандиозного замысла требовало и грандиозной наглядной агитации, убеждающей тех же поляков в преимуществе православия над католицизмом. Средством такой агитации и должен был, по мнению российских властей, стать Кафедральный собор Святого Александра Невского.
Замысел удался вполне. Варшавский собор стал, пожалуй, одним из самых грандиозных из всех когда-либо созданных православной церковью. Он был рассчитан на две тысячи пятьсот человек.
Весь звон весил около сорока тонн. Вес главного колокола был более 25,5 тонн. Автор проекта – победитель конкурса на лучший архитектурный проект собора – академик архитектуры, ректор Российской академии художеств, архитектор императорского двора Леонтий (Людовик) Николаевич Бенуа, несмотря на свое католическое вероисповедание (или благодаря ему), создал настоящий шедевр русского православного зодчества.
Над украшением храма в течение почти 14 лет трудились известнейшие российские художники и иконописцы: В. Гурьянов, академик Шаховской, профессор Кошелев, художники Васнецов, Бруни, Рябушкин, Судзиловский, Отмар, Судкоревский и другие.
Несомненно, основным украшением храма стали мозаичные панно. Никогда еще в истории русского строительства не было представлеho столько мозаичных работ, и еще никогда русское искусство мозаики не достигало такого совершенства.
По утверждению руководителя Петербургской мозаичной мастерской Фролова, под руководством и при непосредственном участии которого проводились все мозаичные работы, в его распоряжении было не менее 8 тысяч различных оттенков смальты (от нем. Smalte, цветное непрозрачное стекло в виде кубиков или пластинок), что позволяло полностью сохранить цветовую гамму оригинала. О размерах мозаичных полотен можно было судить по мозаике по картону В.М. Васнецова «О Тебе радуется…» Она равнялась примерно 140 квадратным метрам!*
И все это великолепие, всю красоту, ставшую заложницей имперских амбиций светской и церковной власти, постигла незавидная судьба печально известной Вавилонской башни. Началом бесславного конца поистине восьмого чуда света стала первая мировая война, когда вслед за отступлением российской армии спешно эвакуировалось и руководство российской администрации и православное духовенство.
Документация собора, оригиналы стенных росписей (за исключением двух картонов В.М. Васнецова, еще до 1914 года вывезенных в Россию) – все было брошено в Варшаве.
Антирусские настроения, охватившие Польшу в начале войны и продлившиеся еще не один десяток лет, горячее желание большинства поляков очистить Родину от всего, что напоминало бы о ее некогда вассальных отношениях с Россией, привело к тому, что Варшавский собор, приспособленный поначалу под костел св. Хенрика, затем под костел Войска Польского, вскоре разграбленный, опаленный и в конце концов разобранный по кирпичику, и вовсе исчез с лица земли.
В 1926 году в немецком журнале «Иллюстрированная Россия» появилась фотография с видом на Саксонскую площадь, единственным украшением которой стал одинокий уличный фонарь. Надпись под фотографией гласила: «На этом месте стоял Варшавский собор».
А за два года до этого печального события в Барановичах, находившихся тогда под властью Польши, на месте сгоревшей приходской церкви Смоленской иконы Пресвятой Богородицы, началось строительство нового храма, освещенного 4 октября 1931 года архиепископом Гродненским и Новогрудским Алексием (Громадским) в честь Покрова святой Богородицы.
Тогда-то и родилась идея перевезти из Варшавы и закрепить на стенах барановичского храма уцелевшие фрагменты мозаик бывшего Кафедрального собора Святого Александра Невского. Летом 1926 года со склада в Варшаве прибыли первые три «мозаиковых» образа. А через два года сюда доставили и остальные 40 фрагментов.
Это были созданные по оригиналам Н. Бруни композиции «Собор Архистратига Михаила» и мозаика «Богоматерь с ангельскими чинами». Также, мозаика «Матерь Божия с Младенцем» – центральный фрагмент композиции В.М. Васнецова «О Тебе радуется…». Мозаика «Спаситель с донатором», на которой изображен Л.Н. Бенуа с моделью Варшавского собора в руках. Мозаика «Отечествие» В.М. Васнецова и мозаики Думитрашко – образ святителя Алексия митрополита Московского и образ преподобного Иосифа Волоцкого.
Многие специалисты утверждают, что эти полотна – лучшее из того, что было создано в мире в области мозаичного искусства в XIX – начале XX века. Не случайно даже один из финнов, делегат финского города-побратима Хейнола Д. Палохейми, увидав эти произведения, заявил: «Если бы такие мозаики, как в Барановичах, были в Финляндии, о них знал бы весь мир».
И это не просто дань вежливости. О мозаиках по эскизам Бруни еще в 1913 году знаменитый журнал «The National Geographic» писал: «Три мозаики над дверями западного фасада принадлежат к прекраснейшим в Европе». К сожалению, у нас о них знает далеко не каждый житель республики.
***
В октябре этого года накануне Великого непереходящего православного праздника Покрова Пресвятой Богородицы барановичский Свято-Покровский собор, ставший по воле случая наследником и хранителем гениальных осколков растерзанного Храма, отметит очередной юбилей – свой 90-й день рождения.
*- Во многих источниках размер мозаики по картону В.М. Васнецова «О Тебе радуется…» ошибочно указан – 1000 м2.
Вакансии разных профессий свободны во многих польских городах. Кого же работодатели? Представляем список вакансий и…
В Кремле и Госдуме отрицают планы по блокировке видеохостинга YouTube в России. А пользователи винят…
Посол Беларуси в России Дмитрий Крутой предложил наказывать предприятия, которые отстают от плановых темпов роста…
Национальный банк поделился информацией об объеме денег в беларуской экономике. Широкая денежная масса за февраль…
Практически одновременно Национальный статистический комитет Беларуси (Белстат) и Евростат представили данные опросов о доверии к…
Министр образования Андрей Иванец заявил, что требования к распределению выпускников-платников останутся прежними То есть пока…