В начале статьи составитель ссылается на «Виленский вестник» и «Гродненские губернские ведомости» откуда по видимому был взят материал.
Итак, 8 (21-го по новому стилю) ноября 1865 года. Брест-Литовск:
– Освящение в г. Брест-Литовске первой православной церкви подаст мне повод сказать несколько слов, как об освящении, так и о самом городе и судьбе в нем православия.
Город Брест-Литовск прежде назывался Берестом, как и теперь называет его простой народ. Название это он получил от берестового леса, покрывавшего, между прочим, и местность, занимаемую ныне крепостью и городом. В этом-то лесу, во времена дохристианские, поселились православные монахи и основали общежительный во имя преподобного Симеона Столпника монастырь, около которого стали селиться обращенные в христианство окрестные жители, удаляясь от преследовании оставшихся в язычестве собратий, и таким образом со временем образовался город, названный Берестомъ.
В последствии в Бресте был и другой монастырь и несколько приходских церквей, от имени которых получили свое название некоторые принадлежавшие им местности.
Город и в нем православная вера процветали до соединения Литвы с Польшей—соединения, имевшего горькие последствия, как для Литвы вообще, так для Бреста в особенности…
Довольно того, что православная церковь остается одна при Симеоновском монастыре, да и она 75 лет была в руках иноверцев; у латинян же явилось более десяти костёлов с разнородною при них монашествующей братией.
Что же сделалось, спросит читатель, с православными храмами? Троицкая, Спасская и Николаевская обращены в униатские церкви; Рождественский же монастырь, из которого братия была изгнана и другие церкви разрушились, или сожжены.
В 1819 году сгорела последняя православная Симеоновская церковь; а в 1823 году монастырь Симеоновский упразднён,—церковь же, устроенная в монастырской столовой, обращена в приходскую для нескольких едва семейств, пребывших верными вере праотцов и ныне составляющих лучшую часть нашего мещанского общества.
В 1834 году, по Высочайшему повелению на месте города заложена крепость, и монастырские строения сломаны, а Симеоновская церковь пошла странствовать по разным зданиям до настоящего времени.
Большею частью она помещалась в казармах. Новый же город оставался без церкви, о построении которой переписка длилась более тридцати лет.
Трудно не только описать, по и вообразить то печальное положение брестского православного общества в религиозном отношении, в каком оно находилось более 30 лет! Велики были труды и местного духовенства, сумевшего, однако, не только сохранить свое духовное стадо от совращения, но и утвердить в православии бывших униатов!
Вот построен латинский костел, построилась и еврейская синагога, а православной церкви нет и нет!… Все приуныли. Один только местный протоиерей, отец Василий Серно-Словьевич не падает духом и только своею твёрдостью и настойчивостью добился того, что 22-го апреля 1862 года заложен в городе собор во имя Преподобного Симеона Столпника.
Нужно ли после этого говорить о нашем восторге по поводу закладки собора? Довольно сказать, что она совершена со всевозможною торжественностью, и что в церемонии участвовало более десяти тысяч народа!…
Комитет, строивший собор, употребил все усилия, чтобы дело исполнить как можно лучше. Не смотря на низкие сметные цены материалов, почему никто из подрядчиков не решился принять па себя постройку, комитет нашёл средства сделать много улучшений и кое-что сберечь.
Собор, отличающийся красивою архитектурою, превосходит прочностью постройки все существующие в Бресте здания. Честь и слава усердию строителей! Благодарность всех православных заслужена ими вполне!.
Наконец наступил давно ожидаемый день освящения собора, именно 8-го сего ноября. Накануне совершён крестный ход из крепости в новый храм, причем священниками были внесены останки мощей св. преподобного мученика Афанасия Игумена Брестского Симеоновского монастыря, пострадавшего от поляков около 1640 г. за православие.
Военный парад и, несмотря на грязь и сырую погоду, множество народа разных сословий сопровождали процессию. Другой военный парад с музыкою и много народа встретили крестный ход в городе и в новом соборе совершено всенощное бдение.
На другой день преосвященный Игнатий, епископ брестский, с благословения высокопреосвященного Иосифа митрополита литовского и Виленского, совершил освящение и литургию в сослужении 24 священников.
Не описываю обряда освящения, большинству читателей известного. Не говорю о множестве собравшегося народа и о энтузиазме всех православных. Читатель после вышесказанного легко может представить и понять. Упомяну только, что брестский протоиерей отец Василий Серно-Соловьевич в патриотической проповеди резко изобразил состояние в Бресте православия и православных и судьбу православных храмов.
Обедню пели ученики местной прогимназии при помощи четырёх мальчиков из Кобринского духовного училища, потому что на первых, наскоро подготовленных, не решались положиться. Впрочем, и они поют очень порядочно…
Брестский православный собор, во имя св. Симеона Столпника, построен в византийском стиле, о 5-ти главах, по проекту архитектора Скаржанского. Собор расположен в центре города на видном, возвышенном месте, при Московско-Варшавском шоссе; окружён каменною оградою, состоящею из сплошного кирпичного цоколя с кирпичными столбами и железною меж ними решёткой.
Наружная длина церкви 14 саж.(30 м) ширина 9 1/2 саж.(20,2 м), а высота от земли до верха креста на главном куполе 17 2/з саж (37,5 м). Внутренняя высота от пола до замка купольного свода 11 1/3 саж. (24 м).
Фундамент стен из полевого булыжного камня на известковом растворе, а цоколь храма и четыре крыльца сделаны из тесаного гранитного камня.
Стены, своды и купола выведены из кирпича на известковом растворе, а пилоны, подпружные и прочие арки, паруса, своды главного купола и стрелки всех сводов, выведены изб кирпича на Портландскомъ цементе, из коего также сделаны наружные и внутренне наличники около дверей и окон.
Главная крыша церкви и шатровые крыши 5 куполов—деревянные. Они покрыты: первая, русским 2-хъ аршинным листовым железом, с окраской темно-красным на масле цветом; вторая, белою английскою жестыо, с запайкой листов. Крыши снабжены громоотводами, а шатёр главного купола висячею цепною лестницею и вылуженными крюками, для всхода до верхней оконечности крыши.
Дверные полотна все двойные, окрашены масляною краской темно-жёлтого цвета, и отворяются наружу. Окна, с железными решётками, летними и зимними рамами, внизу коих на 1/3 часть высоты сделаны створчатые. Фортки, окрашены бледно-жёлтою масляною краской. Стены церкви внутри, на высоту 2-хъ аршин от пола, окрашены масляною краской коричневого цвета.
Для топки устроено 7 печей, а в ризнице небольшой камин.
Пространство церкви, которое может быть занято народом, составляет 491/2 квадр. сажень; так что в церкви может помститься 700 человек.
Работы производились разными мастерами. Каменные работы исполнены русскими каменщиками Черниговской губернии. Камнетесные, плотничные, столярные, штукатурные, железные, кровельные и малярные работы произведены местными мастеровыми г. Бреста. Иконостас, перегородки и два киота, с разною и позолотною работою, выполнены, по проектным рисункам архитектора, тоже местными резчиком и позолотчиком.
Образа работы художника Титова выписаны из Москвы. Там же приобретена вся церковная утварь и колокол весом в 100 пудов. Три чугунные решетки, солея, хорная и крылечная, отлиты на заводе Эванса и комп. в Варшаве. Наконец лепные работы в куполе и капители наружных пилястр исполнены из гипса одним из местных же художников.
На постройку собора, со всеми внутренними украшениями и принадлежностями, ассигновано 74,434 рубля, израсходовано же по настоящее время 70,317 рублей (зарплата учителя в это время составляла 80 рублей в год, а поросенок стоил 39 копеек).
КОММЕНТАРИИ
ОБСУДИТЬ ПРАВИЛА КОММЕНТИРОВАНИЯ