«Для начала хотел бы поправить, что, если речь идет о ситуации двадцатилетней давности, то я скорее всего говорил даже о долях процента, а 1% это еще довольно оптимистическая оценка», – отмечает Шрамко.
– Я исходил не из какого-то своего внутреннего «узкого взгляда», а фактической наполняемости храмов в воскресные дни, когда для реально практикующего прихожанина посещение храма считается обязательным.
Из двух миллионов населения Минска, например, 1% это 20 000 человек. Учитывая, что не все они верующие, православные, а также малолетних детей и совсем немощных, навскидку поделим на два и получим примерно 10 тысяч.
Столько человек, даже с учетом двух литургий, не могли поместиться в тех храмах, что действовали на тот момент. Может сейчас и могут, но тоже сомнительно. Из 50 ныне действующих приходов Минска не так много имеют вместительные храмы, многие местятся во временных или арендованных помещениях, где на службе может присутствовать пара-тройка десятков человек.
Хорошо, пусть не один процент, а два-три (я добрый сегодня), но никак не 20%, по той же оценке их должно было быть где-то 200 тысяч. Напомню еще, что при самой оптимистической статистике посещаемость храмов на Пасху оценивается на уровне «плюс-минус» 10%, и это для храмов уже вавилонское столпотворение, причем подавляющая часть, собственно, в храмы даже не заходит: освятили яства и пошли.
Можем еще прикинуть и по Вильнюсу. За этот год, по данным миграции, временный вид на жительство выдан более 60 тысячам беларусов. Сюда не входят постоянные живущие в Литве, а также по рабочим и гуманитарным визам. Сотка наберется, думаю.
По данным той же миграции, две трети иностранцев проживает в Вильнюсе. Доля беларусов, учитывая значение для беларусов этого города и близость к Беларуси, явно больше. Опять же делим на два и получаем тысяч 30.
Один процент – 300. Это очень неплохая цифра: на порядок больше это три тысячи – примерно во столько оценивается общая посещаемость храмов по всей Литве.
Все это касается не только беларусов. Припоминаю бодрые прогнозы насчет украинских беженцев. Дескать, по всем расчетам «более верующие» украинцы просто тысячами заполонят храмы, намного больше, чем ныне число практикующих прихожан. А не видно их там только потому, что там поминают патриарха Кирилла.
Вот будет Константинопольскй патриархат, то так и попрут. И что же? Скромный беларуский приход пока остается самым большим из приходов Константинопольского патриархата в Вильнюсе.
Я уж не говорю про то, что само по себе хождение в храм это не показатель осознанной веры, а также то, что на службе всегда заметна доля людей вообще случайных.
Какие из этого выводы?
Влияние церкви на общество крайне преувеличено. Причем как властями, так и оппозицией. Одни придают большое значение «поддержке верующих», другие возлагают главную вину в распространении «русского мира», цитируя избитую цитату про «русский штык, русского учителя и русского попа».
Цитата тех стародавних времен, когда «русский поп» еще что-то значил в жизни. У властей, правда, все же есть какой-то резон: важна не столько поддержка самих верующих, сколько иерархии, чтоб можно было показать как раз малоцерковным людям: мол, смотрите – церковь нас поддерживает.
А люди ж в большинстве своем все же церковь «уважает». Но так, издалека.
КОММЕНТАРИИ
ОБСУДИТЬ ПРАВИЛА КОММЕНТИРОВАНИЯ