Согласно предъявленному обвинению, брестский архитектор Андрей Колос вместе с другими гражданами 23 октября 2020 года изготовил чучело, «представляя его перед общественностью как президента Республики Беларусь, присоединив к нему два листа бумаги, на которых неустановленное лицо совершило надпись «украл голоса» и «осудил невиновных».
Чучело было создано из сухой травы, мусорных пакетов и пустых бутылок: его вывесили на дереве по Варшавскому шоссе. Таким образом, по мнению следствия, Андрей Колос совершил преступление, предусмотренное частью 2 статьи 339 Уголовного кодекса РБ (хулиганство) – «умышленные действия, совершенные группой лиц, грубо нарушающие общественный порядок, выражающие явное неуважение к обществу и отличающиеся исключительным цинизмом».
Как считают правозащитники, «суть действий – содержание надписей, а также вид чучела, по нашему мнению, свидетельствуют об их протестном содержании. Очевидно, что целью данного поступка было выражение своего протеста и несогласия с фальсификацией президентских выборов и сложившейся ситуацией в стране в поствыборный период».
При этом представители правозащитного сообщества убеждены, что данная форма выражения мнения попадает под защиту Международного пакта о гражданских и политических правах и не имеет ничего общего с предъявленными обвинениями.
«Обвиняемый не посягал на сакральные или историко-культурные ценности, а сами надписи не содержат нецензурной лексики либо языка вражды и ненависти по признакам национальной, расовой, религиозной принадлежности или социального происхождения и другим признакам», – отмечают авторы заявления и делают вывод, что эти действия нельзя квалифицировать как хулиганство.
Направление осужденного для отбывания наказания в виде ограничения свободы в исправительное учреждение открытого типа позволило правозащитникам рассматривать Андрея Колоса как лицо, находящееся в местах несвободы, и признать политзаключенным.
Всего на данный момент в Беларуси 480 человек признаны правозащитниками политическими заключенными.
КОММЕНТАРИИ
ОБСУДИТЬ ПРАВИЛА КОММЕНТИРОВАНИЯ