Поговорили с Владимиром Наумовичем о его творчестве.
-Вы учились на художника?
У меня среднее образование. Я закончил школу и поступил в профессионально-технический колледж изобразительного искусства и народных художественных промыслов в Кобрине на резчика по дереву. Я был молодой, дерзкий и отстаивал свою индивидуальность, поэтому мы с педсоставом не сошлись во мнениях и меня отчислили. Потом хотел поступить на скульптуру в Минск, но не прошел.
Вообще, я рад, что нет у меня художественного образования. Не нравятся мне все эти каноны, стандарты. Вот тебе какой-то дядя говорит, что правильно, а что не правильно. Получается так, что если у человека и были свои взгляды на то или иное, то все это просто убивается, потому что тебе ставят оценки и если ты начнешь делать по своему, как чувствуешь и хочешь, то и оценки поставят низкие, отчислят.
-Когда вы начали заниматься творчеством? Ходили в детстве в художественную школу?
Наверное, как и все дети в детстве я рисовал, и рисовать мне нравилось. А потом повзрослел, понял, что хорошо получается и все постепенно переросло во что-то большее.
А в художку не ходил, и даже тройки стояли иногда за четверть по изо.
–Что больше всего нравилось рисовать в детстве?
Я рисовал мультипликационных персонажей. Тогда был Советский Союз и картинки были не такие как сейчас. Все было в коричневых, черно-белых и красных цветах. Я даже хотел стать мультипликатором в школьные годы. Но это такая узконаправленная штука, нужно было ехать учиться в Москву, Ленинград.
– Вы с детства понимали, что с творчеством свяжете свою жизнь?
Нет, вообще не понимал. Да и сейчас не понимаю. Мне просто это нравится. Вот люди говорят про хобби, а я не понимаю, что такое хобби. Творчество мой смысл жизни. Без него и жить не интересно и солнце не так ярко светит. Я готов все что у меня есть отдать, сидеть на хлебе с овсянкой, но лишь бы все мои игрушки рядом были.
-Интересуетесь творчеством других художников, посещаете ли выставки?
Конечно, это само собой, наблюдаю, что делают другие. Но в моем городе и выставок то нет. Вот когда в минске 15 лет жил, у нас там была своя тусовка с училища и академии, все творческие люди: художники, музыканты, скульпторы. Тогда было очень интересно.
– А что вас вдохновляет?
Все само собой приходит и даже не успеваешь все реализовать.
Художник творит, опираясь от времени в котором живет, от места, от тех, кто среди него находится. Живя в Испании не будешь сосны с березами рисовать. Так и здесь социум влияет на все, что происходит вокруг, от этого и отталкиваешься, что на повестке дня и что волнует, то и делаешь.
Мое искусство оно со стебом больше, всякие драматические и серьезные штуки это не мое.
У меня вот лежат целые папки всяких эскизов и набросков, есть даже 5-7 летней давности. Они четкие, классные, просто не хватает времени сделать.
-Есть в планах закончить все свои не реализованные работы?
Мне бы хотелось прожить 120 лет и как можно больше всего сделать, перерисовать. Но любой человек не успевает за жизнь реализоваться. А можно было бы намного больше сделать, просто приходится ходить на работу, потому что нужно платить по счетам, какую-то еду покупать, порошки. Нужно заморачиваться, ведь живу не в лесу, многое нужно.
-А хотели бы зарабатывать на своем творчестве?
Наверное, любой человек хочет заниматься любимым делом, и чтобы оно еще и доход приносило. В этом и есть счастье. Просто я не умею продавать. Считаю, что каждый занимается своим делом. Художник творит, а его менеджер продает. Есть люди, которые могут и ржавый гвоздь продать, а для меня это все очень сложно. Вот понравилась кому-то моя картина, хочет купить, просит цену назвать, а я не могу.
-Если вы не продаете свои картины, то что с ними делаете, может быть дарите?
Нет, не дарю. Все у меня. Что-то висит, стоит, что-то просто в сундуках хранится. Нарисовал картину и тут же ей место в мастерской определил.
Конечно же я иногда и грешу, может кто-то попросить нарисовать красивые березы или, например, льва, я рисую за какие-то малые деньги. Но радости в этом мало. Самое радостное – рисовать то, что нравится мне.
-Какие современные художники вам нравятся?
Трудный вопрос, много интересных есть, и все они такие разные. Все это как в музыке, под настроение, иногда включаешь что-то веселое, а иногда хочется чего-то сумасшедшего, дерзкого. А вообще я не фанат ничего, и считаю, что фанатизм опасен, будь то он спортивный или творческий.
-Картины пишете интуитивно, по внутренним ощущениям или все же исходя из того, что сейчас актуально?
Всегда по-разному. Бывает так, что тебя волнует какая-то тема, или увидел сцену в фильме, и она зацепила, ты взял и высмеял ее, высказался на холсте. Это же как с хорошим приятелем побеседовать, обсудил ситуацию и уже отлегло. Бывает нахлынет ностальгия по детству, это ведь самая счастливая пора, я застал Советский Союз и там мне что-то нравится, какие-то советские предметы. Это же целая эпоха была, и она ушла, но в памяти осталось многое.
К примеру, посмотрел черно-белое кино, а там матросы берут Зимний дворец, там Ленин, Аврора, революция, все с ног на голову, взял и нарисовал морячков. Понравился пулемет Максим, ну красиво он выглядит по дизайну), завораживает, взял и нарисовал Аню с красным Максимом в буденовке.
Я продумываю композицию насколько я понимаю, как должно быть. Насколько я образован художественно. Это же не просто взял и нарисовал там и так, это все чувствуешь. Композиция же целая наука, предмет. Каждый зритель видит работу по-своему, в силу того, насколько он развит, в том числе и духовно.
-Есть ли у вас любимая картина или скульптура?
Скажу банально и заезжено, мои картины – мои дети. Вот всех детей любят одинаково, правда кто-то более послушный, кто-то быстро родился, а с кем-то пришлось помучаться. Так и здесь.
Творчество вынашивается в тебе, не то чтобы ты спонтанно взял холст и нарисовал, хотя и так бывает иногда, но в основном это требует времени, каких-то определенных моментов жизни.
– Опишите свою мастерскую
Я живу в трехкомнатной квартире, и одна комната у меня отведена на мастерскую. Тут стоят разные предметы, которые способствуют дальнейшему духовному росту. Кто-то зайдет и скажет фу, Плюшкин. Но у меня все аккуратно, стоит на полках. Есть очень много всяких разных предметов советской эпохи, это моя слабость. Очень много редких эксклюзивных вещей. Одних только ламп керосиновых полсотни. Мини-музей получается дома. На все что хотелось бы видеть в мастерской не хватает ни полок уже, ни места. Я бы поставил рояль, барабанные установки, гитары навешал бы. Но для всего этого мне нужен дом хотя бы на квадратов 200.
-Когда приходят в гости, есть ли интерес показывать свою мастерскую, описывать и рассказывать о каких-то вещах?
Если человек сам проявляет интерес, то конечно. Я вообще сам никому ничего не навязываю, и если человеку не интересно, то и я ничего не буду говорить и рассказывать. А если интересно, то я отменю все свои планы и буду возиться с ним с таким же интересом. Вообще в общении сила. Бывают классные беседы, которые вдохновляют, и ты потом что-то из этого выносишь.
– Бывают моменты, когда не хватает мнения зрителя, или похвалы?
Скорее нет, потому что я занимаюсь творчеством не год и не два. Это моя жизнь. Я делаю картину или скульптуру до такого момента, пока мне самому не понравится. Если уже нравится, значит я удовлетворен. Я нарисую, а потом ношусь с этой картиной, думая куда ее поставить. А там уже дело такое, сколько людей столько и мнений. Для одного ты будешь гением, а для другого неудачником. Я это все понимаю.
Но все же если мое творчество кому-то пришлось по душе, и человек разделяет то, что я делаю, то это очень приятно.
-Был ли творческий кризис и как из него выходили?
Он всегда присутствует. Начинаешь думать, вот уже почти 40 лет, а жизнь как-то разменял. И этот голос начинает душить, прибивать. Потом проходит и думаешь, вот же глупости какие. Повелся на эту ерунду, жизнь прекрасна и удивительна. И живешь же благодаря тому, что вокруг меня любимое занятие, игрушки мои, железячки, деревяшки, краски.
Мне мое творчество приносит удовольствие, и я в нем растворяюсь. Я готов потратить на него последние деньги. И даже словил себя на мысли, что если бы я не умел рисовать, то покупал бы картины и скульптуры которые мне нравятся. Размещал бы в доме, а когда закончилось бы место складывал бы в сундуки, пока не приобрел бы дом или квартиру большей площади.
– Художник должен быть голодным? Или эта фраза не актуальна и стереотипна в наше время?
Да, думаю это действительно так. Деньги конечно же должны быть, без них не проживешь. Но вот если взять человека в достатке, у которого все есть, разве его трогают какие-то проблемы общества? И если с детства с него пылинки сдували, то может ему и не захочется так самовыражаться.
– Чем занимаетесь помимо творчества?
Это какие-то типичные заработки, работа которая приносит деньги на нужды. Пятидневка для меня ад, жизнь и так коротка, и не успеваешь прожить все моменты которые хочется, поэтому перебиваюсь так. Да и любимой работы не бывает, даже мне иногда надоедает рисовать. Могу на месяц все свернуть, убрать и просто какую-то доску интерьерную расписывать под декор, потом снова рисую. Иногда люди просят в доме что-то расписать, барельеф сделать-соглашаюсь.
-У вас были выставки? Хотели бы в Столине организовать?
Я выставлялся в Барановичах на фестивале лета. Даже не ожидал, что все так резонансно там будет. Было много разных художников, концертные группы, тату мастера. Было очень интересно. И людям картины мои понравились.
В Столине выставлялся лет 15 назад. Была персональная выставка и потом еще какие-то совместные выставки были.
Но в Столине снесли хороший выставочный зал, на его месте поставили фонтан и выделили ларек возле маньковского парка 3 на 4 метра. Там просто даже из уважения к себе выставляться не хочется. Взять в Брестской области города такого же типа как Столин – Малорита, Иваново, Жабинка – там нормальные краеведческие музеи стоят, у них есть выставочные площадки, а в Столине такое ощущение что никому и не нужно это все.
У меня сложилось впечатление, что в Столине выставляться равносильно тому, что потешить свое самолюбие, или просто для галочки, так как в материальном плане это очень затратное мероприятие.
– Что вы чувствуете, когда продаете свою картину?
Мои работы, те что я сам делаю, не на заказ, еще никто не покупал. В основном если что-то и продавал, то это перерисованные картинки, кто-то себе покупает, кто-то в подарок. И я продавал за малые деньги, хотя работа стоит в 2-3 раза дороже, и это без учета затрат на материалы. Думаешь, ну пусть хоть так, скажи цену больше и человек не купит.
Заказчику нравится, он радуется, что купил за дешево, а мне очень грустно от того, что я нарисовал то, что мне не нравится. В такие моменты чувствуешь разочарование, может это от того что все сводится к рынку.
– Предполагаете ли вы, что через десятки лет ваши картины могут стать известными?
Наверное, каждый человек в моей сфере, особенно самобытный, где-то далеко в мыслях мечтает о вспышках славы. Хотя бы просто посмотреть, что это такое. Но вообще, меньше всего думаешь, будет это признанным или нет. Жизнь не предсказуема и может еще так перекрутить с ног на голову, что об этом и не подумал бы. Завтрашний день не в нашей власти. Но конечно не стоит сидеть и ждать, что все само собой получится.
Если бы у меня были финансы и много времени, можно было бы развивать все намного масштабней и монументальней.
– А не возникает желания переехать в город побольше, сменить обстановку?
Нет, я жил в Минске и знаю, что это такое. Художников тьма, и за госзаказ, допустим в парке скульптуру поставить, целая мясорубка происходит, это все не мое. Не место красит человека, а человек место.
Следить за творчеством Владимира Наумовича можно в его инстаграм.
КОММЕНТАРИИ
ОБСУДИТЬ ПРАВИЛА КОММЕНТИРОВАНИЯ